Решаем проектные задачи

Дневник выполнения заданий
1. Заполнила анкету.
2. Создала блог http://tropinkakznaniam.blogspot.ru/
3. Записалась в группу (русский язык), презентация нашей группы
4. Проанализировала текст примерной образовательной программы.

Модуль 1
В этом модуле мы рассмотрим, каким образом проектные задачи смогут помочь в решении важного для всех вопроса:  Как научить школьников действовать в нестандартной ситуации?
Структура модуля:
  1. Введение в тему
  2. Проектная деятельность в начальной школе
  3. Понятие проектной задачи
  4. Структура проектной задачи
  5. Самопроверка
  6. Дополнительные источники
Результат:
Узнаем о том, что такое проектная задача, какова ее структура, какие существуют стратегии решения проектных задач.
Итоговое задание модуля 1
Предлагается 2 задачи. Одна из них является проектной задачей. Проанализировать обе задачи по предложенным четырем параметрам:
I. Основной предмет, связанные предметы 
II. Педагогическая задача (например, рассчитать площади фигур и сравнить)
III. Как сформулировано условие задачи для учащихся (например, Школе выделили 10 литров краски. В каком школьном помещении можно окрасить стены этой краской) 
IV. Соответствие структуре: 
  1. описание ситуации, содержащей проблему
  2. в описанной ситуации скрыта формулировка цели деятельности
  3. задание (или несколько заданий)
  4. описание конечного «продукта» (если заданий несколько, то должно быть несколько промежуточных продуктов и один итоговый)
  5. решение задачи направлено на создание «продукта»/ "продуктов"
  6. итоговый продукт презентуется и оценивается публично.
Задача 1.
I. Основной предмет, связанные предметы 
Окружающий мир, математика, литературное чтение
II. Педагогическая задача  
Какие виды пингвинов могут жить в зоопарке этого города? 
III. Как сформулировано условие задачи для учащихся
В городе Дарвина в Австралии среднегодовая температура +30 градусов Цельсия. Какие виды пингвинов могут жить в зоопарке этого города? Данные о месте обитания 4 видов пингвинов и среднегодовой температуре этих мест представлены в таблице.      
IV. Соответствие структуре: 
1.   описание ситуации, содержащей проблему
нет
2.   в описанной ситуации скрыта формулировка цели деятельности
нет
3.   задание (или несколько заданий)
да
4.   описание конечного «продукта»
нет
5.   решение задачи направлено на создание «продукта»
нет
6.   итоговый продукт презентуется и оценивается публично.
нет
Вывод: эта задача не является проектной.

Задача 2.
I. Основной предмет, связанные предметы 
Окружающий мир, математика, литературное чтение, русский язык
II. Педагогическая задача  
Необходимо изучить оценить - смогут ли эти пингвины жить в Австралии
III. Как сформулировано условие задачи для учащихся
Зоопарк города Дарвина в Австралии собирается закупить четыре вида пингвинов: императорского, королевского, очкового и галапагосского. Предложена визуальная информация.
IV. Соответствие структуре: 
1.   описание ситуации, содержащей проблему
да
2.   в описанной ситуации скрыта формулировка цели деятельности
да
3.   задание (или несколько заданий)
Да, дано одно задание
4.   описание конечного «продукта»
да
5.   решение задачи направлено на создание «продукта»
да
6.   итоговый продукт презентуется и оценивается публично.
нет
Вывод: эта задача  является проектной.

Как решение проектных задач учит школьников действовать в нестандартной ситуации? 
    Ничто так не расширяет кругозор ребёнка, не воспитывает и не сплачивает детский коллектив, как совместное дело: создание макета, оформление стенной газеты, выступление перед аудиторией. А когда это подчинено одной цели и вызывает у ребят интерес, тогда достигается особый положительный эффект. Решая проектные задачи, мы учим школьников деятельности – не просто действовать, но и ставить цели, уметь контролировать и оценивать свои и чужие действия. Решение проектных задач дает возможность формировать такие УУД:
- познавательные (поиск и выбор необходимой информации),
- коммуникативные (умение работать в группе, сотрудничать с учителем, одноклассниками),
- регулятивные (умение планировать работу, сверять ее с образцом, формирующее оценивание (по эталону и критериям).
                                                              Модуль 2
Предложено для анализа описания нескольких проектов, которые были реализованы в начальной школе.
Нужно выбрать один из предложенных проектов, проанализировать его материалы наиболее подробно  и напишите краткие ответы на поставленные  вопросы.


внеурочный, исследовательский, краткосрочный проект, 1 класс.
Межпредметные связи: окружающий мир, изо.
Продолжительность проекта - 2 недели
Что служило поддержкой школьников во время реализации проекта?
После просмотра  вводной презентации  обсудили вопросы по проекту, выбрали  темы предстоящего исследования, обсудили формы представления результатов учебной деятельности, ознакомились с критериями оценивания. На родительском собрании обсудили с родителями учащихся вопросы, связанные с проведением проекта, использованием домашних компьютеров, доступа к Интернету и пр., составили список родителей, желающих оказать какую-либо помощь. 
Какие материалы были подготовлены учителем в помощь детям?
В помощь детям учитель подготовил не только план проекта, но и  яркую  интересную презентацию, видеофильм о процессе изготовления карандаша. Тщательно продуманы задания для ребят: загадки,сказки и притчи о простом карандаше,  для самостоятельной работы учитель разработал анкеты, листы самооценивания,напоминания и подсказки, советы по оформлению презентации.
Как учитывались возрастные особенности участников?  
Возрастные особенности учтены
Какие условия были созданы для организации самостоятельной деятельности учеников?
Организовано обсуждение промежуточных результатов деятельности,  большое внимание уделяется развитию навыков общения, для этого используются различные оценочные листы работы в группе (вклад каждого ученика в обсуждение, проведение обсуждения в группе, самооценка работы в группе ),проводится мониторинг развития общеучебных навыков. Дети и родители знакомятся с критериями оценки итогового выступления. Создаётся специальная папка с карманами для сбора информации. 
Как была организована защита проекта?
Защита проектов была организована, как открытое занятие с приглашением на нее родителей, учителей.
Использованы различные формы: устное выступление, защита презентаций, видеоистории проекта,  коллаж, наша АРТ-мастерская.
Итоговое задание модуля 2
Существует интересный подход, согласно которому требования к организации проектов условно можно назвать "Шесть П проекта"
1. Проблема
2. Планирование
3. Поиск информации
4. Продукт
5. Презентация
6. Портфолио проекта

Тема: Такие разные дома
Возраст: 9-10 лет
Проект внеурочный, но осуществляется интеграция с окружающим миром, ИЗО, технологией, литературным чтением.
  
Основополагающий вопрос: зачем человеку дом? Какие дома были раньше и какие сейчас?

      Формулируем вопросы, на которые должны ответить в процессе работы над проектом.
Распределяются дети по группам и ставят перед собой цели. Ищут информацию, проводят опрос о сказочных домах,создают макеты домов.
         Выпуск газеты с  выводами, возможными рекомендациями по изготовлению макета дома(создание технологической карты);можно оформить  макет города(или село в будущем), выполненный детьми во время проведения проекта, составить презентацию "Такие разные дома".
         Презентация проекта 
          Таблицы оценивания проекта, составление портфолио проекта.
                                                       Итоговое задание модуля 3
     Дана задача:  Зоопарк города Дарвина в Австралии собирается закупить четыре вида пингвинов: императорского, королевского, очкового и галапагосского. Но прежде чем совершить такую дорогостоящую покупку, необходимо изучить оценить - смогут ли эти пингвины жить в Австралии. Нужно составить рекомендации зоопарку по покупке пингвинов.
Анализ ситуации. Нас просят составить рекомендации зоопарку по покупке пингвинов.
Анализ ожидаемого результата. Мы должны составить рекомендацию, из которой будет ясно покупать пингвинов или нет.
Постановка цели и задач. Наша цель - составить рекомендацию. Задачи: познакомиться с видами пингвинов, определить условия жизни пингвинов в природе, выяснить, какой из предложенных видов сможет жить в Австралии.
Фиксирование информации, содержащейся в условии, которая поможет в решении. Нам известно, что зоопарк города Дарвина в Австралии собирается закупить четыре вида пингвинов: императорского, королевского, очкового и галапагосского. Нужно составить рекомендации зоопарку по покупке пингвинов. Предложены изображения пингвинов с информацией об их физических данных и месте проживания, график  “Среднегодовая температура в  местах обитания пингвинов”.
Выявление дефицита информации. Нам нужно узнать какая средняя температура в Австралии.
Определение критериев оценки итогового продукта. Мы должны указать в рекомендации виды пингвинов, которые смогут проживать в австралийском зоопарке, сделать вывод о правильности своего выбора.
Поиск путей решения задачи. Можно узнать о климате в Дарвине, потом изучить информацию о родине каждого пингвина и выяснить подходит ли климат в городе и в месте проживания конкретного вида пингвинов. Сделать вывод, который отразить в рекомендации для зоопарка. А можно для каждого вида пингвинов сделать "визитку", а потом сравнить с температурой австралийского города. Так же сделать вывод.
Выбор пути решения из нескольких. Выберем первый путь.
Составление плана, распределение обязанностей в  решении каждого задания и вклада в итоговый продукт. Узнаем о климате в г.Дарвина, изучим информацию о о каждом виде пингвинов, распределим обязанности, кто какую информацию будет собирать, как будем представлять рекомендацию.
Выбор средств реализации плана. Поиск информации - Интернет, информация о родине каждого пингвина - предложенное изображение и диаграмма,составление рекомендации - пишем письмо, защита устная.
Выполнение заданий, получение промежуточных результатов. 
"Сборка" итогового продукта. Собрав необходимую информацию, сопоставим данные, пишем письмо рекомендацию в зоопарк по покупке пингвинов.
Презентация итогового продукта. 
Уважаемая дирекция зоопарка!
 Узнав о том, что Вы собираетесь закупить четыре вида пингвинов: императорского, королевского, очкового и галапагосского для зоопарка г. Дарвина в Австралии, хотим  Вам посоветовать приобрести только два вида пингвинов - очкового и галапагосского, которые лучше приспособлены к климатическим условиям  Австралии. Другие два вида - императорский и королевский пингвины не выживут при средней температуре +30 градусов в г. Дарвине, так как  обитают в природе при  низкой температуре. Для их содержания нужно создать специальные условия, что потребует дополнительных затрат, иначе деньги на покупку этих пингвинов будут потрачены зря. Надеемся, что Вы примете верное решение, и совершите выгодную покупку.

Приступаем к разработке проектной задачи
Структура проектной задачи  
  1. Описание ситуации, содержащей проблему
  2. В описаной ситуации скрыта формулировка цели деятельности
  3. Задание или система заданий
  4. Описание конечного «продукта» 
  5. Решение задачи направлено на создание «продукта»/ "продуктов"
  6. Итоговый продукт презентуется и оценивается публично.
  7. Справочный материал к проектной задаче.
Критерии проектной задачи:
  1. Детям должно быть интересно, любопытно!
  2. Дается описание ситуации (житейской, вымышленной, фантастической...).
  3. В описании ситуации спрятаны цель, условие задачи и часть данных.
  4. Четко описан продукт.
  5. Прослеживается логика: цель-условие-задания-результат-продукт.
  6. К результату направляет задание или система заданий.
  7. Результат решения используется для создания продукта.
Во 2 четверти в 3 классе будем изучать тему "Правописание частей слова", остановлюсь на правописании корня. Проектная задача:
1. Наступила зима. Заболели слова. Нужно помочь доктору Айболиту правильно назначить нужное лекарство.
Можно предложить детям группы слов:
- моро?, холо?, сне?, сугро?, ша?ка, варе?ка, ло?кость;
-вып?ли сорняки - вып?ли из рук, зап?вать песни - зап?вать лекарство, гулять в л?су- увидеть л?су и т.д.
2. Продукт - выписать рецепт для лечения слова, составить схему для запоминания орфограммы.
3. Основной предмет - русский язык, вспомогат. - изо (схемы можно нарисовать), информатика
4. 8-9 лет, 3 класс
Комментарий для учителя:
Учитель предлагает детям распределиться на 2 группы.  Предлагает задачу.
Дети:
Анализируют ситуацию (читают, воспринимают, представляют);
Анализируют ожидаемый результат (в задании чётко прописано, какой результат должны дети предложить в конце);
Ставят цели и задачи (планируют свою работу);
Фиксируют информацию из условия задачи (определяю данные, что дано в задаче);
Выявляют дефицит информации (определяют, что не известно);
Составляют критерии оценки итогового продукта (совместно определяют каким должен быть рецепт больному слову по виду и содержанию);
Ищут путей решения задачи (вспоминают орфограммы, находят особенности каждой);
Выбирают пути решения из нескольких предложенных (находят один путь решения);
Составляют план, распределение обязанностей. 
Выбирают средств реализации плана.
Выполнение задания промежуточного.
Презентация продукта. (оценивание и взаимооценивание).

3 комментария: